Конкурс Евровидение уже давно перестал быть соревнованием культур, если когда-то вообще им являлся. Его проведение регулярно сопровождается провокациями и скандалами, в обсуждении которых не гнушаются пускаться даже главы государств. Принципы, по которым строится фестиваль, и цели, которые преследуют его создатели, едва ли выходят за меркантильные рамки, где товаром является «вкусно приготовленное» шоу, а потребителями – мы с вами, по самым скромным подсчетам – более чем 600-миллион­ная аудитория, включающая, кроме европейских держав, США, Канаду, Австралию, Южную Корею, Индию, Египет, Казахстан и др.

Немного истории. Конкурс родился в теперь уже не близком 1956 году и впервые прошел на родине его идейного вдохновителя Марселя Безансона, генерального директора телевидения Швейцарии. Тогда это был небольшой, но с далеко идущим намерением фестиваль, участие в котором приняли всего-то 7 стран. Черно-белому телевидению, только начинавшему входить в дом буржуа, необходимо было показать свои преимущества, склонить потребителя и пробить нишу в информационном пространстве (тогда люди еще читали газеты, слушали радиопередачи). Вот и незамысловатое название подвернулось – «Евровидение».

Теперь, когда в популяризации домашнее телевидение не нуждается, а понятие «культура» звучит как что-то архаичное (Античная, Средневековая, Месопотамская и т.д.), ее место занял двойник – не двойник, а, скорее, мертворожденный собрат – «культура потребления», она же – «массовая культура». Шоу «Евровидение» и тут органично вписалось в ход глобализации, став одним из ее флагманов, способствуя универсализации культурно-бытовой жизни европейцев, оперируя понятными, пусть и примитивными для граждан любой нации, понятиями. В результате мы наблюдаем не конкурс талантов, а калейдоскоп ярких и эффектных, а по сути однотипных исполнителей, схожих между собой, как коробки-супермаркеты, одинаковые заправочные станции или закусочные fast food.

Вот лишь некоторые из свидетельств «обескультуривания» конкурса «Евровидение». С 1999 года язык, на котором выступает представитель страны, может быть и не родным, проще говоря – любым. Со временем пошли и дальше: исполнитель не обязательно должен являться гражданином того государства, за которое выступает. Что получается? Ни язык теперь не важен, ни гражданство (я про национальность и не упоминаю)… Что же тогда важно? Вы, наверное, догадываетесь – шоу: зрелищность и умение «попасть в струю», вычленить общий знаменатель из череды уравнений – вкусов публики, предпочтений жюри, запросов моды – и в конце концов добиться успеха.

Предстоящий конкурс 2014 года пройдет под лозунгом «Присоединяйтесь к нам!». Призыв, мягко говоря, сомнительный, равно как и нездоровое рвение некоторых стран (Беларуси, России, Украины и др.) во что бы то ни стало отличиться на этом поприще. Сразу вспоминаются бабушки из села Бураново Удмуртской республики, которые выступали на «Евровидении» от России в 2012 году. Это как надо было постараться, чтобы характерных и уникальных представительниц этноса заставить петь на чуждом языке чуждую и нехарактерную попсу «Party for Everybody». За такое усердие не жалко было и второе место присудить.

На этот раз удивила Австрия. В 2014 году в Копенгаген поедет выбранный закрытым решением руководства Общественного телевидения страны – вопреки голосованию на национальном отборе – бородатый трансвестит Том Ньюверз. Здоровые инициативы уже сейчас предлагают бойкотировать это глобалисткое попсовое шоу, окончательно дискредитировавшее себя подобными вопиющими фактами. Ряд стран уже объявили об отказе от участия в «Евровидении – 2014»: Андорра, Болгария, Люксембург, Словакия, Хорватия, Чехия, Кипр, Сербия и Турция. Греция определяется.

В Хорватии заявили, что страна отказывается от участия в конкурсе по экономическим причинам. Из этих же соображений в конкурсе не будут участвовать представители Андорры и Люксембурга, где, кроме финансовых трудностей, не наблюдается общественного интереса к Евровидению. На государственном канале Чехии объяснили, что, предварительно, страна не вернется на конкурс из-за слабого интереса к нему.

Впрочем, вы всегда вправе нажатием кнопки «выкл» бойкотировать «Евровидение» у себя дома, раз и навсегда избавив себя и своих детей от этого однотипного и посредственного хоровода.

Александр БЕЗУЩЕНОК

 

От редакции: В связи с неуплатой ежегодного взноса в 1 миллион 200 тысяч евро, Украина может быть лишена доступа ко всем услугам Европейского вещательного союза, в том числе и к «Евровидению».

Выходит, что дальнейшее участие Украины в конкурсе под вопросом.

Не пора ли Украине, по примеру других стран, отказаться от такой дорогостоящей услуги?