Простить можно все. Но сразу всплывают мифы о прощении, которые существуют в нашей жизни.

Миф № 1: простить – значит забыть

Некоторые люди считают, что простить – это значит признать, что «ничего не было, ничего страшного не случилось, ничего человек не сделал».

А если действительно сделал? Мы как бы его и оправдываем, и обеляем, и черное называем белым. Но это к прощению не имеет никакого от- ношения. Потому что простить – это не значит аннулировать проступок. И прощаем мы человека, личность. Вспомните, что есть высказывание: «любить грешника, но ненавидеть грех». Здесь это высказывание как раз очень уместно.

Миф № 2: «не прощу, пока не извинишься»

Еще один миф: простить можно только, если человек сам просит прощения. Ничего подобного. Мы прощаем не для человека, мы прощаем для себя.

Что такое обида? Это – я ношу зло на другого человека в себе. Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что он сделал зло и хочет ли он, чтобы я его простил, а зависит от того, хочу ли я дальше носить в себе зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое.

А для сердца, для души зло на другого человека – это очень тяжкий груз. Когда человек не прощает – в этом есть элемент саморазрушения. Люди хранят свои обиды десятилетиями, думая, что они этим самым наказывают того, кто им причинил вред, но в первую очередь они наказывают себя.

Миф № 3: прощают слабаки

«Прощение – это слабость», «Если простишь – будешь, как тряпка». Но на самом деле прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие над собой для того, чтобы отделить ту боль, которую испытали, от собственно отношения к данному человеку.

То есть, боль – она может остаться, поэтому не всегда бывает возможно, простив человека, забыть то, что он сделал. Мы не вспоминаем тот гвоздь, на который напоролись в детстве, но шрам от него остается на всю жизнь. Мы не злимся, не осуждаем, мы уже давно простили, но след от этой травмы может остаться и иногда напоминать о себе.

Прощение не ожидает взаимности (в идеале). И прощение не означает автоматического примирения: человек может совершить по отношению ко мне такой поступок, который делает дальнейшее общение с ним невозможным.