БЕСЕДЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ДЕТЯХ

БЕСЕДА 4

Муж и жена

Молодая пара решается вступить в брак. Здесь я отмечу следующие грехи против семьи.
Гражданский брак.
Первый грех носит совершенно неправильное название «гражданский брак». Хотя мне совсем непонятно, почему его называют вообще браком. Для меня нормальным считается другое представление о браках. Существует церковный брак – это венчание, существует законный гражданский брак – это роспись в ЗАГСе, и существует незаконное блудное сожитие. Рассмотрим последний вариант союза мужчины и женщины. Далее я буду называть его против своей воли «гражданским браком».338
Молодые люди рассуждают так: «Поживем годик-другой, присмотримся. Если все будет хорошо – распишемся, если нет – разойдемся». Безумные! Никогда не распишетесь, точно разойдетесь! Еще два года назад, когда я начинал эти беседы, я честно говорил, что не знал ни одного случая, когда после гражданского брака люди расписывались. Время идет. Два таких случая мне встретилось, но они – исключение из правил. Это были пары, пришедшие на собеседование перед крещением своего ребенка. Обращаю внимание на то, что, как правило, в гражданском браке детей не заводят. Какие могут быть дети, если взрослые сами с собой разобраться не могут? Если же пара решается иметь детей, значит, их отношения уже серьезные, и они учатся любить друг друга. И первый вопрос, который встает тогда перед мужчиной и женщиной, – это роспись в ЗАГСе, чтобы сделать свой брак законным.
Когда-то мы с вами говорили, что брак подобен мешку, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтесываются (крепкий брак), либо два камня, сохранив свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А какая притирка возможна в гражданском браке? «Мы с тобой поживем вместе, но помни, что как только что-нибудь мне не понравится, мы разойдемся. Смотри! Чемоданы всегда стоят у двери, чуть что – и уйду». «Супруги» держат себя на достаточном расстоянии, притираться никто не хочет. Запомним, настоящая любовь в гражданском браке принципиально не рождается.
Одно из определений любви следующее (сразу запишу его на доске). Любовь – это ответственность. Какая ответственность? Ребенок разбивает окно в школе. А кого вызывают в школу, чтобы сделать вразумление? Мать! Ребенок нашкодил, а отвечает мать. Вот это и есть любовь к сыну – я отвечаю за каждый его шаг. Та же ответственность рождается между мужем и женой, если они любят друг друга. Какая ответственность в гражданском браке? Никакой! «Расписываться – это значит прописывать мужа в квартиру, потом разведешься – не выпишешь». «Расписываться – это значит потом алименты жене еще платить». Люди не хотят брать на себя даже малейшей ответственности. Спать будем вместе, а остальное – врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.
Мне рассказывали одну, на мой взгляд, очень характерную историю. Молодая пара живет два года гражданским браком. Снимают квартиру, своего совместного хозяйства (мебель, посуда) пока нет. О детях пока не думают. Обычная современная пара. Живут так, чтобы в любой момент можно было легко разбежаться. Она (не знаю как назвать: женой не назовешь, а сожительницей – грубо) заболевает какой-то инфекционной болезнью, которая может иметь серьезные осложнения. Ее кладут в больницу в инфекционное отделение, где она лежит три месяца. В течение всех трех месяцев она рвала и метала все подряд: он к ней ни разу не пришел, поскольку боялся заразиться.
Измена.
85571014В том, что измена – это явный грех, никто не сомневается. Поэтому я лишь немного прокомментирую этот грех. На исповеди довольно часто приходится слышать об изменах, но самое печальное – это то, как человек рассказывает о своей измене. В словах слышится детская наивность. Подчас удивительно, что такое может произносить взрослый человек. «Жена меня не понимает. Мы уже давно живем, как чужие люди, просто под одной крышей. А вот она (любовница) меня понимает, она очень чуткий человек, и мне с ней так легко». Или часто слышишь от одинокой женщины, которая встречается с женатым мужчиной: «Он такой внимательный и заботливый, но с женой у них отношения натянутые, она его не понимает, а он очень хороший. Он не бросит, конечно, семью, да и я не хочу разрушать ее».
На самом деле все очень просто. То, что его дома не понимают, – это ложь. То, что его понимает кто-то чужой больше, чем дома, – это тоже неправда. То, что он заботливый и внимательный, – это самообман. Не может быть человек заботливым, если он изменяет! Не может любовница понимать мужчину больше, чем родная жена! Просто ухаживать за чужим человеком, встречаться с ним по два-три часа, да еще и не каждый день, – это в десятки раз проще, чем ухаживать за своей женой. Быть любезным на короткий промежуток времени с любовницей – легко. Быть заботливым мужем и отцом, то есть быть готовым проявлять свою заботу 24 часа в сутки, – это уже подвиг. Нести этот подвиг человек не хочет, а чтобы его любили и ублажали, – он хочет. Так появляются любовницы. Но появляются они только от неспособности изменника любить по-настоящему. Жена может быть совсем не виноватой в измене мужа, это не она не понимает его, а он сам виноват, что не может ее любить. Она (жена) эту нелюбовь мужа понимает, а он (муж) это называет ее непониманием. Ему надо, чтобы он на диване лежал, а жена слушалась, ублажала и при этом еще и понимала его.
А бедные одинокие женщины выслушивают признания о непонимании изменников в их родных семьях, наивно веря им и пытаются хоть немного утолить их жажду понимания и внимания. Хотя женская интуиция говорит им, что надо расстаться, но сил нет. Но расстаться надо обязательно и срочно. Потому что любви этот мужчина дать им никогда не сможет, а душу вымотать, обнадежить и разочаровать – это сколько угодно.
Готовность к разводу.
Как редкое исключение, разводы были и раньше. Церковь в некоторых случаях допускает разводы как меньшее зло по сравнению с большим. Например, муж совсем спился, ведет себя буйно, и чтобы избежать большего зла (а вдруг ребенка в пьяном порыве покалечит и т.п.), лучше развестись.
Но тем не менее развод – это грех. Легкость, с какой сейчас относятся к разводам, подчас низводит брак до простого сожития. «Ну, не нравится жить со мной, так давай разведемся». Чем легче в обществе совершаются разводы, тем слабее браки. Если супруги внутренне готовы к разводу, то можно говорить о том, что их брак уже наполовину разрушен.
Практически все, что говорилось о гражданском браке, можно отнести к супругам, которые зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, но при этом считают развод делом самым обычным. Они так же, как в гражданском браке, не хотят притираться и нести ответственность друг за друга, ведь всегда можно развестись и разбежаться.
К разводам можно отнести и все, что говорилось об изменах. Человек, не найдя «понимания» у своих близких, думает, что другие будут его понимать. Но непонимание со стороны близких – это обратная реакция на его собственную неспособность любить. Человек разводится, пытается создать новую семью, но в ней все повторяется, потому что избавиться от своего эгоизма человек так и не смог.
obidaЗначительная часть разводов совершается через 2-3 года после вступления в брак, столь же большая часть – в 40-45 лет. В обоих случаях разводы связаны с перестройкой в отношениях между мужчиной и женщиной, которые неминуемо происходят. Ведь семья – это живой организм, он растет и меняется. У молодоженов свои искушения. Они после брака становятся близкими людьми и познают друг друга как мужа и жену, как отца и мать. Мы это уже обсуждали. В 40-45 лет происходит еще одна перестройка всех отношений между мужем и женой. Дети вырастают, они улетают из родного гнезда, а если и остаются, то все равно они уже самостоятельны и не требуют той заботы, что нужна была раньше. Муж и жена вновь возвращаются друг к другу. Из отца и матери они вновь становятся мужем и женой. Здесь начинается очередной переходный возраст в жизни человека. Телесная близость в этот период играет меньшую роль в отношениях, и на первый план выходят сторона душевная и сторона духовная. И тут супруги понимают, что с этих сторон они слабо связаны. И в этот период отчасти должно повториться то, что было между супругами, когда они были молодоженами, когда они из жениха и невесты превращались в мужа и жену. Вновь труд, вновь притирка, вновь познание друг друга. Отсюда и новая волна разводов. Не разведетесь, устоите – значит, все будет хорошо до самой смерти.
Разводы в сорокалетнем возрасте – это свидетельство того, что супруги жили вместе просто по привычке. Притерлись, привыкли друг к другу за первые 2-3 года совместной жизни, и все! Любовь их как была в зачаточном состоянии, так и осталась. Напомню, что любовь взращивается благодаря подвигу самопожертвования, который человек постоянно несет в семье. Есть подвиг – будет расти любовь. Нет подвига – остается лишь одна привычка друг к другу. К сожалению, сейчас большинство более-менее благополучных семей живут именно так – по привычке.

Аборт

Напомню, что на прошлой беседе мы рассматривали грехи, которые бывают до знакомства, у жениха и невесты и у мужа и жены. Теперь коснемся грехов на следующем этапе семейной жизни: отец и мать. Это то что препятствует супругам стать отцом и матерью. Прежде всего это аборты.
Мы уже касались темы абортов, говоря про телесную связь родителей с детьми. Напомню, что ребенок в утробе матери с самого момента зачатия не может считаться органом материнского организма, это совершенно отличный от нее организм, данный матери на питание в утробе.
«Ребенок должен быть желанным».
Мы привыкли к тому, что вокруг много демагогии, но от этого не стали более опытными. И вновь, и вновь нас начинают обманывать. Один из главных приемов демагогии следующий. Из правильных, казалось бы, фраз строятся нужные умозаключения, потому что логика, по которой делаются выводы, совершенно ложная. Одной таких правильных фраз, которой пользуются для того, чтобы заморочить голову, является фраза о желанности детей. Эта фраза звучит красиво, смысл ее почти очевиден и не вызывает никаких сомнений. Конечно же, ребенок должен быть желанным! Ложь начинается тогда, когда из этой мысли начинают делать выводы. Действительно, можно сделать два совершенно противоположных вывода из этой мысли.
Нормальным выводом из этой фразы, который и отражает истинный смысл ее, является следующий. Как только ребенок появляется (а это происходит по учению Церкви в момент зачатия), он с этого момента он должен стать желанным. Ребенок не может не быть желанным. Даже если он был нежеланным до своего появления (то есть зачатия), то он становится таковым, когда он уже появился. Пусть ему только 2-3 дня, неделя или месяц, но для матери это уже ее человечек, ее кровинушка, и не любить его уже нельзя. Это нормальный вывод.
Но есть еще и ненормальный вывод. «Я его не желала, не хотела его появления, но он появился. Он должен был быть желанным, но я его так и не желаю, поэтому пусть его не будет». Ну, не получился ребенок желанным, и значит, его надо вычеркнуть из списков живых; просто надо подождать, пока не появится желание иметь ребенка – тогда буду рожать. А пока желания нет, можно с чистой совестью убивать всех своих зачатых детей. Ведь ребенок должен быть желанным!
Эту жестокость пытаются спрятать за красивыми правильными фразами.
Попробую проиллюстрировать все безумие попытки оправдать аборты фразой о желанности детей. Предположим, я говорю: «Я должен жить со всеми в любви». Никто спорить не будет. Очень правильная мысль. Но дальше я сделаю следующий вывод: «Поскольку некоторых людей я не люблю, то я их буду убивать, ведь я должен со всеми жить в любви». От такого вывода становится страшно. Но тогда страшно должно быть и от фразы: «Я иду на аборт, потому что ребенок должен быть желанным».
Ложь заключается в том, что фраза «Я должен жить со всеми в любви» предполагает мой труд над собою, а не право на убийство других людей. Если я кого-то не люблю, я должен заставить себя примириться с этим человеком и жить с ним в мире. И фраза «Ребенок должен быть желанным» тоже предполагает труд над своей душой. Мать должна преодолеть свое нежелание иметь ребенка: «Он появился, и я должна заставить себя его полюбить».
Женщина, которая идет на аборт, должна понимать, что она совершает это злодеяние не потому, что ребенок должен быть желанным, а потому, что она так и не захотела полюбить свою кровинушку, чье сердечко бьется под ее сердцем.
Конечно, убить легче, когда еще не видишь свою жертву. Стоит ребенку родиться, как его убивать уже жалко.
Обращаю ваше внимание на то, что абортом женщина наносит вред здоровью своих будущих детей больший, чем вред своему здоровью. Аборт – это очень жестокая операция для того нежного органа, в котором должен развиваться ребенок. Матка – словно рыхлая земля, готовая принять в себя зачатый плод и питать его во время беременности. После аборта, когда после удаления ребенка матка буквально выскабливается, чтобы в ней ничего не осталось, как правило, остаются рубцы. Новый зачатый, уже «желанный» ребенок попадает в израненный орган. И во время беременности он будет развиваться гораздо хуже. В лучшем случае он родится просто слабеньким, в худшем – с серьезными нарушениями в работе каких-нибудь органов, нервной системы и т.д.

Нежелание иметь детей (Планирование семьи)

Далее мне хотелось бы продолжить тему грехов, связанных с нежеланием иметь детей. Как появляются дети, знают все. Вначале бывает супружеская близость, от которой происходит зачатие, через некоторое время после которого происходит рождение ребенка. Эту-то нормальную закономерность (близость – беременность – ребенок) пытаются изуродовать. Делают так, чтобы была близость, но не было зачатия. А если зачатие было, то делают так, чтобы зачатый ребенок не родился. Отсюда видно, что сейчас есть два основных направления по борьбе с детьми – противозачаточные средства и аборты. Я думаю, что сейчас никто из вас не сомневается, что аборт – это страшное явление нашей жизни. Сегодня мы остановимся на других уродующих семью способах избежать рождения ребенка.
Сейчас, когда супруги элементарно не хотят иметь детей, это называется модными словами – «планирование семьи». На самом деле практически все планирование сводится только к умению пользоваться противозачаточными средствами. Планирование оказывается направленным только в одну сторону – сторону уменьшения рождаемости.
Я бы никогда не осмелился поднимать подобные темы в беседах с подростками, если бы к этому не принуждали обстоятельства. Уже сейчас на телевидении идет открытая реклама гормональных противозачаточных средств. Во многих магазинах, работающих круглосуточно, рядом со жвачкой можно увидеть презервативы. Статьи на развратные темы печатаются в газетах, выходящих огромным тиражом. Эти темы активно поднимаются в популярных молодежных журналах.
Церковь считает идеальным не использовать контрацепцию вовсе, то есть либо рожать столько детей, сколько посылает Господь, либо воздерживаться от супружеской близости. Но поскольку из-за общего падения нравственности далеко не все могут вести такой подвижнический образ жизни, то супруги по взаимному согласию могут принимать меры по предотвращению зачатия. Церковь, не благословляя прямо эти меры, все же допускает их, зная немощь людей. Но при этом Церковь считает категорически недопустимым для христиан использование абортивных контрацептивов.
Обратимся к медицинским источникам, чтобы разобраться, какие же из контрацептивов нужно отнести к абортивным. Врачи-гинекологи указывают на два основных вида контрацептивов, которые обладают абортивным действием.
Во-первых, это – внутриматочные спирали. Эти средства вообще не имеют права называться контрацептивами, поскольку слово «контрацептив» означает «противозачаточное средство», но они как раз зачатию никак не препятствуют. Дело в том, что они вносят механическое раздражение в слизистую оболочку матки, и эмбрион не может укрепиться здесь, чтобы развиваться. Разве это не издевательство над своим организмом? Спираль в матке можно сравнить с занозой в пальце. Организм всеми силами отторгает, выталкивает эту занозу гноем. То же самое происходит в утробе женщины. Подобные эксперименты над своим организмом бесследно не проходят.
Вторым видом противозачаточных средств, обладающих абортивным действием, являются также упоминавшиеся гормональные контрацептивы. Эти средства более сложные и действуют сразу по нескольким направлениям. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у этих средств четыре механизма, препятствующих рождению ребенка. Два первых механизма препятствуют зачатию, но поскольку зарождение новой жизни все же периодически происходит, то два других механизма направляют свой удар и на зачатую жизнь. В конце 1998 года в США была опубликована декларация, предупреждавшая об абортивности гормональных контрацептивов.
Замечу также следующее. Гормональные средства действуют по нескольким направлениям, чтобы уменьшить риск забеременеть. Но чем «надежнее» защита от беременности, тем больший вред наносится женщине. Рожать детей – это заложенная Богом способность женского организма. Борьба с этой способностью, словно с болезнью, обернется уже настоящими болезнями. Контрацептивы, как гормональные, так и спирали, приводят здоровый женский организм в настолько больное и расстроенное состояние, что она уже не может зачать ребенка. Пусть у меня не болит голова, но я буду принимать таблетки «от головы». Уверен, что вскоре она по-настоящему заболит.
Хотя, казалось бы, число детей, убитых гормональными средствами, меньше, чем спиралями, грех убийства (аборт) остается убийством. Страшно иметь на своей совести даже хотя бы одну загубленную душу.
Таким образом, к тем абортам, которые делаются в огромном количестве в больницах, прибавляется во много раз большее число микроабортов, учесть и подсчитать количество которых просто невозможно. И многие женщины, считающие себя невиновными в совершении абортов, на самом деле повинны в убийстве детей, зачатых в их утробе. Конечно, они не знали о том, что, пользуясь указанными контрацептивами, они убивали детей, потому что им об этом никто не сказал. Но убийство даже невольное все равно остается убийством. Вина за невольный грех меньше, чем за осознанный. Но для зачатых детей это уже неважно, они знают только то, что они убиты.
Поэтому супруги должны стараться относиться с ответственностью к своим действиям.
Священник Илия ШУГАЕВ