Солнечный учитель

Окончание, начало в №2 (2)

хозяин своей земли

Когда говорят, что в школе необходимо экологическое воспитание, это не значит, что нужно зубрить биологию и экологию или заучивать ПДК вредных веществ, а означает, прежде всего, что надо привить ребенку чувство хозяина , ответственность за свою землю, за всё жизненное пространство, которое кормит, поит, согревает, а также радует глаз пейзажем, закатом и восходом, радует слух шелестом листвы, журчаньем ручья, стрекотанием кузнечика, пением жаворонка. А это значит, что такой молодой мужчина воспротивится рубке леса в Карпатах и выйдет высаживать-восстанавливать там лесной массив, даже если за рубку леса платят в десять раз больше, чем за высадку деревьев. Это значит, что в пригороде Одессы не будут сводить малюсенький лесной массив, чтобы оборудовать частный пляж.

У экологически воспитанного человека его личные интересы, его личное пространство не заканчивается своей рубашкой, его хата – не с краю, его мир – это как минимум вся страна, в которой мы все пусть и опосредованно, но тесно взаимосвязаны, а в идеале его мир – это вся наша планета. А в современном мире мы все становимся всё более взаимозависимыми и при этом — всё более разобщёнными. Парадокс! Нежелание понять эту ситуацию и избавиться от этого парадокса чревато глобальной трагедией. Если в Карпатах наводнение – Донбасс придёт на помощь, если в Алчевскев 40-градусный мороз прорвало отопление и замерзают люди – Карпаты придут на помощь. Безусловно, без государственного регулирования и координирования усилий в помощи обойтись нельзя! Но никакие законы и распоряжения не заменят способность человека сопереживать, естественный (воспитанный учителем, родителем, обществом) порыв помочь нуждающемуся, желание быть Человеко м: отзывчивым на чужую боль, бескорыстно добрым, ответственным, даже жертвенным в критической ситуации, понимая в глубине души, что только так каждый может рассчитывать на помощь другого. А ведь именно к этому направлена вся воспитательная система Василия Александровича Сухомлинского.

детское желание трудиться

Сухомлинский много внимания уделял и воспитанию у детей желания трудиться: «Это очень сложная, тонкая и нежная вещь — детское желание трудиться. Оно возникает тогда, когда в детской душе засела мысль: так не должно быть! Как это важно, чтобы в детские годы ребёнок не мог спокойно заснуть от мысли про то, что если он, маленький человек, будет бездеятельным, то родная земля станет ещё беднее! Не бойтесь затмить детство горькими мыслями — ведь главное то, про что эти горькие мысли, тревоги, заботы, волнения… В начинающемся длительном труде ребёнка волнуют и радуют успехи, мучают неудачи. Бывают и весёлые, радостные дни, бывают и слёзы.  Нов духовной жизни возникает та тонкая и одновременно могучая веточка, которая называется верой. Без веры в осуществимость замысла, в достижение цели, в свою собственною терпеливость и настойчивость не может быть и речи про то, чтобы труд вошел в духовную жизнь человека». Так трагически и высоко понимал это Сухомлинский! «Украине нужны рабочие», — сказал один из современных деятелей Минобразования в ответ на вопрос учителей о катастрофическом падении требований к образованию современной школе. Извините, но необразованный, невоспитанный человек, потребляющий нормы, навязанные нашей рекламой, никогда не станет рабочим. Он станет люмпеном, он станет потребителем, но не рабочим. И пока мы не поймем этого, пока мы не начнем учить ребенка, чтобы он понимал труд как свое высокое назначение человека, ответственного за весь мир и за свою малую родину, у нас не будет рабочих, у нас будут иждивенцы или преступники. Труд – это искреннее служение делу. Когда деньги являются не основным и не важным. Наших девочек в роддомах понуждают делать кесарево сечение, потому что это более выгодно врачам, это дороже стоит. И врачи уже не думают о своем служении, а только о заработке. Можем ли мы и дальше стремиться к своему самоуничтожению? Или надо все-таки посмотреть в зеркало, увидеть, испугаться и опомниться? Пока мы еще помним себя других, пока Украина на второе место среди великих украинцев ставит хирурга Амосова.

В селе, например, хороший выпускник выберет образование агронома или зоотехника, садовника или метеоролога, учителя или фельдшера, механизатора или строителя дорог. И это правильный гражданский выбор, потому что такой выпускник вернется на свою землю и будет ее обустраивать, будет творцом мира. Хороший ученик – это в первую очередь для социума хороший, сознательный гражданин.

Возьмём первое письмо из шедевра Сухомлинского, «Письма к сыну»: «Дождемся твоих первых студенческих каникул — я познакомлю тебя с одним стариком из соседнего колхоза, он уже больше тридцати лет выращивает саженцы яблонь. Вот это настоящий художник в своем деле. В каждой веточке, в каждом листике выращенного деревца он видит себя.»… Если не будет таких садовников, если не будет в обществе человека, который влюблён в своё дело и горд им, то откуда же возьмутся и хорошие президенты? Если общество не способно создать государство, которое ставит в центр культуры
учителя, то откуда взяться таким садовникам? Только учитель и только при поддержке государства может воспитать настоящего гражданина.

Что мы имеем сегодня?

Оттолкнёмся от слов Сухомлинского из того же письма к сыну: «Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство». Давайте предложим свою «триаду», отражающую наше время! «Пепси, биржа, тусовка». Или «Жвачка, тачка и клёвая чувачка». Что-то не могу ничего придумать к слову «гламур», но пропустить его нельзя. Да потрудится читатель сам!.. Далее Сухомлинский пишет: «И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить невозможно. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа. Тот теряет лучшие духовные качества народные, становится отщепенцем, безликим существом, недостойным уважения. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком, у него появляется внутри гниль, червоточинка». Многие на постсоветском пространстве знают, что такое пот и усталость, но это не уберегает их от червоточинки, а новые государства – от весьма интенсивного гниения. И не надо тешить себя иллюзией, что государства благополучной Европы являются образцом всему миру. Но к чему мы всё это? К тому, что человек должен чувствовать свою причастность к чему-то великому. Это великое может дать государство с целостной идеологией. И вот система Сухомлинского давала возможность учителю привить ученику эту сопричастность великому!

От безОбразия – к Образу

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского актуально. Оно направлено на жизненность, на настоящего человека. Оно воспитывает самоуважение. Сухомлинский может стать нашей путеводной звездой в любви к детям, к своей профессии, к своей родине. Он – для живых. И он помогает остаться живыми даже в самые трудные времена кризиса нашей отечественной школы. Сухомлинский возник не на пустом месте. Он продолжал лучшие традиции в педагогике, которые восходят к Коменскому, Песталоцци, Ушинскому, Макаренко, Корчаку. И если мы хотим жить в обществе, где «…Если радость на всех одна, на всех и беда одна», нам придётся вернуться к Сухомлинскому. Его Творчество – камертон для учителей и родителей, для которых дорог ученик как рождающаяся личность и гражданин. Его труды сегодня мало издаются, но они и так доступны!

Когда-то наши воины поднимались на битву не ради денег, а ради выполнения гражданского долга, ради живота (читай – жизни). «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле!». Жить – не значит трястись за свое тело, а значит сохранить свою честь и душу. Сейчас мы на переднем фронте битвы за души наших детей, за то, чтобы мы были славой земли, а не ее позором. Путь к Сухомлинскому – это путь от безОбразия – к Образу. Ибо он более многих понимал и ставил задачу именно как создание образа, а точнее – восхождение к Образу. Ученик – нежное существо, доверчивое и честное в сердце своем. Потому каждая фальшь со стороны учителя ранит и обезображивает ученика. Потому что учитель — это транслятор культуры, транслятор того, как общество относится к детям, к труду, к стране, к миру, к дружбе, к ответственности…

И Сухомлинский пытался найти предельно честные определения, ЗАЧЕМ то или иное делается или не должно делаться в школе. Потому он говорил — предмет должен интересовать учителя, чтобы учителю было интересно, как развивается ученик, а не – правильно ли он решил задачу. Чтобы учителю был виден и интересен ученик, ничто не должно мешать учителю, а уж тем более — его родной предмет.

Труд — это скорбный опыт, что если ты чегото не сделаешь на земле, так будет хуже… И это ребенок начинает понимать, а учителю надо это выпестовать. Когда ученик оказывается в том положении, что он должен кому-то в чём-то помочь – он естественно становится лучше. Чем больше ученика наказывают, тем меньше он хочет знать. Все должно иметь разумные пределы. Вызывать родителей надо, в том числе, и для того, чтобы поделиться радостью об ученике, а не только наоборот.

Главное — если учитель и может что-то сделать, то только сам, а не ждать разрешения свыше или разнарядки… То есть, работать, не обращая внимания ни на похвалы, ни на зависть, ни на хулу. Как пахарь, не взирая ни на что, сеет зёрна в землю и не может позволить себе упустить время посева, так и учитель сеет зёрна культуры в души маленьких людей, и не может себе позволить отвлекаться от своего Дела на политические и идеологические бури. Тяжело. Но служение всегда тяжело!

По материалам сайтов www.p4c.ru,