К вашему ребенку в гости пришли друзья, или вам скоро предстоит устраивать любимому чаду день рождения? И вы, конечно, не представляете, чем можно занять эту веселую и шумную компашку? Тогда эта статья для вас! В ней мамы и папы смогут найти интересные, а, главное, полезные развивающие игры, в которые можно играть с группой детей дошкольного возраста. В эти игры можно также играть в тесном семейном кругу (особенно в плохую погоду), или использовать для индивидуальных занятий с ребенком, так как они хорошо развивают воображение, фантазию и творческое мышление. Игры просты в организации, не требуют длительной подготовки, и, кроме того, очень нравятся детям (проверено!).

Для чего эти предметы?

Материал для игры: набор из десяти обычных, известных детям предметов: газета, катушка ниток, носовой платок, подушечка для иголок, зонт…
Взрослый берет какой-либо предмет, например, газету, и рассказывает, как ее можно использовать. Так, ее можно прочитать, в нее можно что-нибудь завернуть, ее можно положить на скамейку в парке, газетами можно растопить печь и т. д. Приводя примеры, взрослый каждый раз с помощью детей уточняет, какие свойства газеты дают возможность так ее использовать: например, газетная бумага хорошо горит; газета широкая и мягкая – в нее можно заворачивать и т. д. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов использования предъявляемых предметов.
Взрослый предлагает называть варианты использования предметов по кругу, чтобы каждый ребенок мог хоть раз ответить первым.
Игры на руках и пальцах
Взрослый предлагает детям поиграть в игру без игрушек. Сначала он просит повторять за ним те действия руками, которые он будет показывать. Все действия сопровождаются словами. Затем взрослый просит по очереди каждого ребенка изобразить что-либо из того, что будет говорить взрослый, например:
– у меня в руках маленький мячик;
– у меня в руках огромный надувной мяч;
– мои пальчики идут;
– пальцы танцуют…
59После того, как дети легко будут производить действия вслед за взрослым, можно перейти к другой форме игры: взрослый в среднем темпе наговаривает текст, а дети стараются показать на руках и пальцах то, что происходит в игре. Например:
– Вот маленький улей. (Пальцы сжаты в кулак). Где же пчелки? Они спрятались внутрь, где их никто не видит. (Рассматриваем кулачки). Но вот они появляются из улья – одна, вторая, третья, четвертая, пятая. (По одному показываем пальцы). Жужжат: «З-з-з-з-з». Улетели! (Пальцы «улетают»).
– Цепочка длинная, звеньев много. (Дети по очереди приставляют кулачки друг к другу, образуя цепочку). Потянем, потянем ее. (Первые дети быстро переставляют свои кулачки в конец цепочки – цепочка тянется, вьется).
– Пять воробьев на заборе сидели. (Выставляем растопыренную ладошку). Один улетел, а четыре запели. (Прижимаем один палец). И пели, пока не сморила усталость. Один улетел и их трое осталось. (Прижимаем еще один палец). Сидели втроем и немного скучали. Один улетел, ну а двое смолчали. (Оставляем два пальца). И вдруг показалась на улице кошка. Один испугался и – прыг на дорожку. (Оставляем один палец). Последний нашел под забором зерно. И вот никого я не вижу в окно. (Зажимаем кулачок и убираем за спину).

Пантомима

Взрослый рассказывает детям, что можно движениями тела, рук, головы, глаз и т. д. показывать разные действия, и предлагает поиграть в пантомиму. Первое задание он показывает сам в качестве образца, предлагая детям повторять за ним.
Последующие три дети выполняют по командам взрослого поочередно, а другие дети повторяют за ведущим.64a00d74c7e90679a063d1c07350f15b.jpg
Пятое задание делают все вместе, причем начинать действие должны дети, а взрослый как бы присоединяется к ним.
В шестом задании взрослый договаривается с одним из детей (поочередно), что они вдвоем покажут действие, а остальные дети должны его угадать и повторить.
В седьмом задании взрослый предлагает действовать каждому ребенку по отдельности.
Задания:
1. Чьи действия я сейчас выполняю? (Взрослый показывает образцы действий регулировщика дорожного движения, маляра, водителя; матери, качающей дитя и т. д.).
2. Покажи, что ты чувствуешь, когда:
– тебе в автобусе, наступили на ногу;
– ты пошел с мамой в магазин и потерялся;
– на улице очень холодно…
3. Покажи руками (дети показывают поочередно):
– команду «Идем со мной!»;
– как ты вдеваешь нитку в иголку;
– как ты надуваешь воздушный шарик…
4. Покажи походку (показывают все поочередно): солдата, балерины, старика, человека, которому жмут ботинки и т.д.
5. Сделаем домашнюю работу (вместе со взрослым делают все дети). Какую? Подметем пол веником, вытрем пыль с мебели, помоем посуду, пропылесосим ковер, накроем на стол, постираем, развесим, погладим белье, польем цветы из лейки…
6. Отгадайте, что мы покажем (взрослый с ребенком показывают вместе для других детей): примериваем новую шляпу, читаем газету, вяжем шарф, ведем собаку на поводке (сначала она идет спокойно, а потом бежит, увлекая нас за собой, потому что увидела кошку).
7. Покажем, что умеют говорить наши части тела (показывают дети по словам взрослого):
– как наши плечи говорят – «Я гордый!»;
– как спина говорит – «Я старый человек»;
– как наш палец говорит – «Иди ко мне»;
– как глаза и рот говорят – «Мне хочется спать»…

Веселые перевертыши

Материал: набор вопросов для моделирования противоположностей (хорошо – плохо):
1. Конфеты – хорошо или плохо? Хорошо: они вкусные. Плохо: если съесть много, могут заболеть зубы и их придется лечить.
2. Ветер – хорошо или плохо? Хорошо: в жару освежает, несет прохладу. Плохо: в мороз при ветре становится еще холоднее; сильный ветер может повалить деревья, сорвать крыши с домов.article868
3. Дождь – хорошо или плохо? Хорошо: помогает расти урожаю. Плохо: если сильно вымокнешь, можешь простудиться и заболеть.
4. Уехать в другой город – хорошо или плохо? Хорошо: можно увидеть новые места. Плохо: тяжело расставаться с друзьями.
5. Вода – хорошо или плохо? Хорошо: утоляет жажду, дает жизнь всему живому, по ней плавают корабли. Плохо: можно утонуть, если не умеешь плавать, если несвежая или некипяченая, можно отравиться и заболеть дизентерией.
6. Телевизор – хорошо или плохо? Хорошо: можно узнать много нового, посмотреть хорошие кинофильмы. Плохо: если подолгу смотреть, можно испортить зрение.
Взрослый делит играющих детей на две команды: одна команда называется «Хорошо», а другая – «Плохо». Взрослый обсуждает с детьми тот факт, что во всем можно найти как хорошее, так и плохое. В игре первые 2-4 вопроса можно использовать как тренировочные примеры. Затем начинается игра: взрослый называет слово, а дети из обеих команд по очереди пытаются придумать, что в предмете, им обозначенным, хорошо, а что – не очень.
Затем команды меняют свое название, чтобы все дети смогли поискать в вещах как хорошее, так и плохое. В игре детям можно подсказывать и помогать.

Волшебные слова

Материал: 1) список из 8 несложных бессмысленных слов: челап, думкор, лиара, зупарака, виглу, мумс, бусяка, шупар; 2) список широких понятий: животные, инструменты, одежда, мебель.
Взрослый предлагает детям игру со словами незнакомого языка. Он сообщает им, что предмет, обозначаемый этим словом, ему неизвестен, единственное, что он знает, что этот предмет – одежда (мебель, животное, инструмент). Взрослый по одному называет слова, предлагая детям описать предмет, который обозначается b3d2529c93_1000таким волшебным словом.
В процессе игры взрослый стимулирует любые проявления фантазии, задавая дополнительные вопросы (например, как могло бы выглядеть это животное, на кого (что) оно похоже, где живет, чем питается и т. д.). Взрослый должен активно помогать детям в этой игре.
Ее можно организовать как игру с небольшим призом для того, кто умеет фантазировать лучше всех.

Отгадай, что мы задумали

Взрослый и дети выбирают водящего – того, кто будет отгадывать задуманное. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети вместе со взрослым загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый из детей будет называть только один признак загаданного предмета по очереди.
Водящего приглашают в комнату, он становится в круг детей. Дети по кругу называют разные признаки загаданного предмета. Например, задуман мяч. Дети по кругу говорят водящему: он красный, он большой, он круглый, он катится и т. д. Водящий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, становится водящим, и игра начинается снова.
Если на первом круге водящий не может отгадать задуманное, то он может пройти второй круг. На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: он никогда не бывает квадратным, он не тонет в воде, его не делают из металла и т. п. Тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.
Все играющие дети должны побывать как называющими признаки, так и водящими.
Сферу загадываемых предметов следует ограничить игровой комнатой, домом и т. п., чтобы ребенок мог отгадать задуманное. Взрослый не должен руководить перечислением признаков, указывая на них детям, нужно добиваться, чтобы каждый ребенок делал это самостоятельно, даже если и не очень удачно.
Перед началом игры можно потренироваться, называя признаки каких-либо знакомых детям предметов.

Сказки по-новому

Взрослый расспрашивает детей, какие сказки они знают и любят. Все вместе выбирают одну из сказок, и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.
Вот, например, во что может превратиться известная сказка про Красную Шапочку: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: «Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты». Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь…» и т. д.
Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию.

Что было бы, если бы…

Материал: набор нелепых предположений «что было бы, если бы…»
1) …ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а кузнечик (бабочка, крокодил и т. д.);
2) …все люди стали ходить на руках, вверх ногами;
3) …не стало ночей, а все 24 часа в сутки был бы день и светило солнце;
4) …все твердое стало внезапно мягким;
5) …наши мысли были всем слышны;
6) …ты превратился в шкаф;
7) …вдруг исчезли все книги.
И так далее…
Взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предположения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.

Представь и нарисуй

Материал: 1) бумага – по одному-два листа на каждого ребенка; 2) цветные карандаши и фломастеры; 3) список из нескольких метафорических шаблонов:
– от удара искры из глаз посыпались;
– часы ходят минута в минуту;
– дождь льет как из ведра;
– похожи, как две капли воды;
– не имей сто рублей, а имей сто друзей;
– держи карман шире…
525Взрослый вместе с детьми обсуждает, что означают перечисленные метафоры, просит подобрать примеры к некоторым из них. Затем каждый ребенок получает лист бумаги, карандаши и фломастеры. Взрослый предлагает им представить и нарисовать ситуацию, иллюстрирующую то или иное выражение.
Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Когда рисунок закончен, взрослый просит ребенка прокомментировать его.

Вещи из волшебной страны

Материал: список волшебных названий:
– волшебные животные: гацун, челап, рипкис, сельбон, зупарака;
– волшебная еда: мурник, кропач, вертихонг, старз, мутушка;
– волшебная одежда: иратуп, шупан, маланкор, пуляска, корсушки;
– волшебные инструменты: ратоп, жанувка, толомак, жумс, лопорун;
– жители волшебной страны: глокая куздра, хливкий шорёк, банулый кардизон, перкулий-мюмзик, физайский курлан.
Взрослый предлагает детям представить, что они очутились в волшебной стране, где много незнакомых самых разнообразных и фантастических предметов – одежда, еда, инструменты, да и сами жители тоже волшебные. Он просит детей попытаться представить эти вещи, животных, жителей по их названиям и постараться описать словами, какие они, как выглядят, как используются и т. д. Если детям это дается без труда, можно попросить их нарисовать воображаемое.

Переводчики

Материал: 1) 5 карточек с описаниями разных языков; 2) списки из 10-20 подходящих игровых слов для каждого из языков:
1) полшинский язык – к любому слову добавляется -ца: кошкаца, карандашца, гулятьца, конфетаца;
2) булявский язык – во всех словах вместо твердых звуков произносятся мягкие: булка – бюлькя, дом – дёмь, рыба – рибя;
3) мерабский язык – во всех словах с буквой «р» она заменяется на «л»: рыба – лыба, привет – пливет, порошок – полошок, портфель – полтфель;
4) искульский язык – все гласные буквы тянутся в два раза длинней: доом, саад, деевоочкаа;
5) ансельмский язык – все слова сокращаются до первого слога: карман – кар, привет – при, кошка – кош.IMG_df253bc0d7b3
Взрослый предлагает детям представить, что они изучают сказочные языки – полшинский, ансельмский и т. д. В каждом языке есть одно основное правило, которое надо запомнить, чтобы на нем говорить. Взрослый предлагает каждому ребенку запомнить правило какого-либо одного языка, а затем перевести на него сначала слова, а потом и несложные предложения.
Эта игра подходит для детского праздника, она способна рассмешить даже самого серьезного ребенка.

Команды для робота

Материал: 1) несколько простых предметов – карандаш, ложка, расческа, зубная щетка и т. п.; 2) пульт управления – дощечка с кнопками разного цвета, нажимая на которые, ребенок подает роботу прямые и обратные (в случае ошибки) команды (например, красная кнопка – прямые команды, белая – обратные).
Взрослый предлагает детям игру в управление роботом. Он просит детей представить и показать, как выглядят движения робота, обращая их внимание на расчлененность его действий. Например, чтобы поднять руку, роботу придется выполнить несколько отдельных законченных операций.
Оператор по очереди отдает команды, раскладывая их для робота на отдельные действия. Например, для того чтобы робот нарисовал карандашом квадрат, необходимо ему отдать несколько команд: «Наклонись!», «Согни руку!», «Согни пальцы!», «Подними карандаш!» и т. д.
Если команд недостаточно или они непоследовательны, робот может металлическим голосом сказать: «Команды не понял!», побуждая ребенка-оператора дробить свои команды на более мелкие действия. Если оператор вдруг обнаружил, что разложил действие неправильно, то он может дать обратную команду.
Роли робота и оператора нужно чередовать.

Необитаемый остров

Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове. Взрослый описывает остров, его природу, его климат, животных и птиц, а потом просит детей по очереди придумать, как:
– сделать себе жилище;
– сделать себе одежду;
– сделать посуду;
– добыть огонь;
– отыскать или поймать что-нибудь на обед;
– достать пресную воду из глубины;
– подать сигнал о помощи и т. д.

Хорошие и плохие поступки

Материал: 1) по одному листу бумаги на каждого играющего; 2) наборы цветных карандашей.
Взрослый обсуждает с детьми хорошие и плохие поступки, обобщает их понятиями: жадность, воровство, ябедничество, драчливость, вежливость, доброта и т.п. А затем он просит детей представить, что все плохие поступки, совершаемые человеком, изменяли бы его внешность. Например, обжора становился бы очень толстым, у драчуна вырастали бы такие огромные кулаки, что он не мог бы их поднять, и т. п.
Каждый ребенок получает карандаши и бумагу, а взрослый просит изобразить труса; жадину; драчуна; ябеду; обжору и т.д. Каждый ребенок имеет свое задание.

Отыщи сходство

Взрослый рассказывает детям, что в мире все связано и между двумя любыми вещами в принципе можно найти какое-нибудь сходство. Он сам приводит 2-3 примера, а затем предлагает детям отыскать сходство между называемыми им парами предметов: цыпленком и мотоциклом; столовой ложкой и экскаватором; монетой и ракушкой; карандашом и мостом; крокодилом и трактором; самолетом и лягушкой; фотоаппаратом и глазом; электричеством и водопадом; болью и радостью, горем и счастьем и т. д.