Иконописец без рук Григорий Журавлев

Григорий Журавлев появился на свет без рук и ног. Но сумел прожить жизнь радостную и полную любви. Писал иконы удивительной красоты. К концу XIX века прославился по всей России. Его жизнь можно назвать подвигом, но более точным все-таки будет другое определение – она была свидетельством о чуде. Рожденный беспомощным инвалидом сын простого крестьянина, Григорий получил в дар великий талант живописца и умение быть счастливым.

Григорий Журавлёв. Карандашный эскиз к сюжету из Библии

Г. Журавлев. Карандашный эскиз к сюжету из Библии

Родился Григорий в 1858 году в большой крестьянской семье, в богатом селе Утевка Самарской губернии. Когда мальчик появился на свет, все родственники испытали самый настоящий шок: у него не было ни ручек, ни ножек. Мать от такого горя даже хотела наложить на себя и на младенца руки. Но дед по материнской линии, Петр Васильевич, не позволил совершиться такому греху. Он сказал, что будет сам растить и воспитывать мальчика.
Несмотря на увечье, ребенок рос жизнерадостным и пытливым. Он уже с раннего детства полюбил рисовать, брал в зубы прутик и на песке рисовал дома, людей и разных животных. Когда Григорий подрос, дед начал возить его в школу. Талантливый ребенок всё схватывал на лету.
Рисовал, зажав уголь, карандаш, а позже кисть зубами. Целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добивался нужного сочетания красок. Лишенный многих мирских радостей, он создавал в рисунках свой особенный мир, полный любви и красоты.
В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки живописи и самостоятельно изучал черчение и анатомию. Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти, зажатыми в зубах.
Вернувшись через некоторое время после учёбы в Самаре в Утёвку, Григорий начал писать иконы дома в своей мастерской (ему помогали его отец, Николай Журавлёв, и родной брат Афанасий). У Григория него появилась мечта – поставить в родной деревеньке церковь. Через несколько лет цель была достигнута. Причем живописец участвовал в ее строительстве не только деньгами, он также помогал создавать архитекторский проект, сам расписывал свод церкви и писал иконы. Особенно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдая от усталости и боли. Но когда принимался за роспись – забывал обо всем. Под конец росписи художник остался почти без зубов, у него болел позвоночник, на теле появились язвы.
Художник Кирилл Киселев пишет о нем: «Многие художники имеют руки, ноги и здоровье только формально, а тратят свои возможности попусту. А Григорий Журавлев писал в классическом академическом стиле, самом сложном стиле живописи, при котором создать действительно духовный религиозный образ можно только живя жизнью, максимально приближенной к жизни святых, изображенных на иконе, и ему это удавалось».
Хотя в 1934 году храм пытались взорвать, однако он выстоял: без колокольни, превращенный в зернохранилище. Через 55 лет церковь была восстановлена и вновь открыта для служб. Часть росписей Журавлева в храме сохранилась до наших дней.
Максим ПАШИНИН