ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Мы не рабы, мы — КУКЛЫ?

Согласились ли бы вы отдать свою любимую игрушку за деньги или обменять на новую? Замусоленный, вытертый до лысины, с заштопанной лапкой мишка остается бесценным, поскольку он самый любимый, он – друг. И кукла в шапочке, связанной бабушкой, – самая родная, самая дорогая.

Когда фирма объявила, что выпустила новую усовершенствованную модель пластмассовой фигурки девушки-куклы Барби с «настоящими» ресницами и подвижной верхней частью и предоставляет большую скидку тем, кто при покупке новой сдаст свою старую куклу, маленькие американки несли старые куклы в магазин, стояли в очереди и спокойно выбрасывали в пластиковую корзину своих еще вчерашнюю любимиц. Так уже с малых лет формируется принцип одноразовости. Так воспитываются новые поколения потребителей новых товаров. Отношение к вещам отражает вполне очевидные ценностные ориентиры… Игрушка служит для забавы и развлечения ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Ее развивающий потенциал издавна известен в народе и именно поэтому всегда привлекал особое внимание фи лософов, педагогов, этнографов, психологов. Игрушка — важная составляющая культуры народа. С ее помощью ребенку передается сама суть, сердцевина человеческих отношений, понимание мироздания и места человека в мире. Игрушка несет в себе архетипы представлений о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном.

Выполняет она и своеобразную психотерапевтическую функцию. С давних времен она помогала ребенку совладать с собственными желаниями, преодолеть страхи, принять поражение, успокоиться, получить энергию, вдохновение и поддержку.

Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или неигровые предметы, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки, лоскутки меха, стеклышки, шишки, птичьи перышки. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Так же, как шкурку царевны-лягушки нельзя уничтожать в сказке, такие игрушки родители должны уважать, найдя их в детских карманах или под кроваткой. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему, гармонию с ним. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой, собственно человеческой функции сознания.

Отечественная игрушка, несущая в закодированном виде мировосприятие поколений, ментальность народа, может выполнить такую задачу. Традиционная игрушка влияет на все уровни ощущения мира — зритель- ный, осязательный, звуковой. Предложите ребенку куклу из природных материалов, из ткани и куклу пластмассовую. Ребенок может сначала потянуться к яркой кукле, но в руках оставит мягкую куколку с приветливым личиком, которая снимает психологический барьер между ним и миром больших вещей, воспитывает теплое, спокойное и радостное восприятие мира, доверие к нему, что необходимо для нормального психического развития. Почему мы не можем отвести глаз от экспонатов, выставленных в Государственном музее игрушки? Возможно, в них живет частичка открытой души мастера? Возможно, наше естество ощущает генетическую связь и потребность не терять свои корни… А какими игрушками играют современные украинские дети? Какие имена у кукол? Какая одежда? Какие игрушечные звери? Какая природа их окружает? Какие основные послания несут современные игрушки детям, к чему зовут, чему учат? Как правило, серийная игрушка, доминирующая на рынке благодаря доступной цене, не оставляет места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного поиска, творчества ребенка. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка, правда, на английском языке с китайским акцентом или же на русском: «Привет, как дела?» А дела у нас с украинской игрушкой скверные.

И г р у ш к а , преобладающая теперь в детских играх, формирует у ребенка потребительский подход, невостребованность любознательности, фантазии, поиска, собственной активности. Как специфический способ информации она пропагандирует и искривленные ценности. Она несет в себе угрозу нормальному физическому, психологическому и духовному развитию. Провокации информационной среды —техногенные и сексуальные образы, игрушки с мертвыми, отвратительными лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты — приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному.

Тревожных данных о неладах в психологическом здоровье современных детей есть немало. Родители продолжают покупать для своих детей карманных монстров, пауков и тому подобное, поддерживая производителя и экономику далеких стран, не сознавая, что собственными руками создают проблемы на последующие возрастные периоды, когда алкоголь и наркотики «будут помогать» подростку отключиться от депрессии.

Традиционная игрушка, которая еще сохранилась в детсадиках и дома и которую сейчас нелегко найти в магазинах, признает право ребенка на его собственное игровое пространство, несет безусловную тихую любовь к ребенку. У современных украинских детей еще частично функционируют унаследованные от предыдущих поколений определенные архетипные модели восприятия мира. Чем дальше от мегаполисов, тем более защищенным себя чувствует ребенок, тем больше помогают ему крепнуть развитые народные корни. В этом убедились сотрудники лаборатории психологии дошкольника Института психологии АПН Украины, сравнивая результаты исследований уровня эмоционального благополучия, уверенности в себе, открытости к миру, любознательности, полученные во время работы с дошкольниками Киева, Житомира, Житомирской области. Еще сохранились любимые куклы и игры у бабушек и современных мам, еще в памяти колыбельные, еще звучат в семье «забавлянки», «забавки», создающие вокруг ребенка атмосферу игры, так нужную для раннего развития. Но в больших городах такое встречается все реже и реже. А как может китайская серийная игрушка передать культурный код нашего народа?

Современная кукла, предметное и природное окружение персонажей настольных игр, цвета и формы, звуки и мелодии игрушек и т.п. не отвечают этому коду, а часто и резко противоречат ему. Игрушку, несущую модели зарубежной массовой культуры, можно сравнить с троянским конем, таящим в себе очень серьезные угрозы.

Приведем предостережения известного российского специалиста в области детской психологии В.Абраменковой: «Забавляясь игрушкой иностранного производства, ребенок получает первый опыт культурной колонизации, оказываясь перед необходимостью отчуждения своего собственного и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка происходит первая социокультурная травма, из-за чего потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности».

Отрываясь от своего корня, отдавая душу другому видению мира, дети становятся чужими среди своих и чужими среди чужих. У архаической культовой статуэтки или узловой матерчатой куклы не всегда обозначено лицо. Потому что указывала кукла на Бога, охватывающего весь мир, а не только человека. Потому что первичное назначение куклы — напоминать человеку о высших, сверхчеловеческих свойствах сознания. Возможно, именно сейчас настало время об этом вспомнить и начать действовать!

Леся ВОВЧИК-БЛАКИТНА ведущий научный сотрудник Института психологии им. Г.Костюка АПН Украины