Недавно в 2008 году, в возрасте 98-и лет умерла женщина по имени Ирена Сэндлер.irena-sendlerллрл

В 1939 году гитлеровская Германия оккупировала Польшу Сэндлер являлась сотрудницей варшавского Управления здравоохранения. Посещая гетто, где были заключены 441 000 евреев, для ухода за больными, она вывезла оттуда 2500 детей, которые были переданы в польские детские дома, частные семьи и монастыри. Младенцев прятали в ящик из-под инструментов, детей постарше — под брезентом в кузове грузовика медицинской помощи. В машине находилась собака, обученная лаять, когда ее пропускали в гетто или вы- пускали из него. Лай собаки заглушал плач младенцев.

Всю информацию о детях – их старые еврейские и новые христианские имена, имена родителей, местопребывание – она хранила в стеклянных банках, закопанных в саду.

20 октября 1943 года Ирена была арестована по анонимному доносу. Сэндлер попала в застенки гестапо. Ее зверски избивали, переломали руки и ноги, но она не рассказала, где спрятаны данные о детях, и никого не выдала. После пыток её приговорили к расстрелу, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. Её имя внесли в список казнённых; официально она была казнена в начале 1944 г. Списки детей сохранились благодаря подруге Ирены, имя которой неизвестно. В 1948 году Ирена Сэндлер потеряла второго ребёнка во время допросов польской службы безопасности – ее держали в тюрьме и допрашивали в связи с сотрудничеством с Польским правительством в изгнании в годы войны.

После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах. Дети же, которым она помогла, были устроены в детские дома или усыновлены. В 2003 году она получила самую высшую награду Польши, орден Белого Орла. В 2007 году Ирена Сэндлер была номинирована на Нобелевскую премию Мира. Но она не стала нобелевским лауреатом – премию получил американец Альберт Гор за презентацию фильма о глобальном потеплении. Комитет счел это большей заслугой, чем спасение 2500 детей с ежедневным и ежечасным риском расстрела.

Ирена Сэндлер была категорически против того, чтобы ее жизнь называли «героической». Она говорила, что сделала слишком мало и поэтому ее мучает совесть: «Мы, спасая детей, вовсе не чувствовали себя героями. Наоборот, нас мучают угрызения совести — ведь можно было спасти больше людей. Я до сих пор чувствую себя виноватой, что я не сделала больше. Каждый ребенок, спасенный с моей помощью и с помощью всех замечательных тайных посыльных, многих из которых уже нет в живых, – это не моя слава, щаэто оправдание моего существования на этой земле». По истории жизни Ирены был создан фильм «Храброе сердце Ирены Сэндлер»