Роль правовой системы… Право — это смирительная рубашка для различных субъектов, для которых его применяют. Мы плавно переходим к механизму государственного вмешательства и государственного контроля. Насколько семья является независимой, автономной, суверенной? Имеет ли семья эти права? А должна их иметь!

               Выступления участников III Всеукраинского родительского Форума

щорпп

Олег Сергеевич ДЕНИСОВ, юрист

Природная и естественная позиция такова, что государство не должно иметь право вмешиваться со своими разработанными идеями, которые оно считает правильными и нормальными, в свободное мировоззрение семьи и людей, которые имеют природное право жить так, как они считают нужным . Есть традиционная система уголовной ответственности в случае, если совершается преступление. Но вмешательство в воспитательный процесс не имеет под собой никаких идеологических, правовых и юридических оснований для того, чтобы государство использовало свою научно-разработанную методику для обязывания семьи жить согласно этим требованиям. Это не обосновано! Человек (родитель) – взрослый, и его не перевоспитать сотруднику соцслужбы; человек сам решает, какие он выбирает взгляды, в каком объеме, как и каким образом.

Мы столкнулись с тем, что на сегодняшний день законодательство о вмешательстве в семью имеет размытые формулировки. Как и воFamiliasReconstruidasWP всем мире, право на вмешательство в семью содержится в большом количестве нормативных актов, в частности — в ст.170 семейного кодекса Украины, где говорится, что в исключительных случаях возможно отобрание ребенка из семьи, если есть угроза его жизни или здоровью. Так вот, эта формулировка — угроза жизни и здоровью — достаточно широкая. И сейчас в большинстве случаев социальные работники, службы по делам детей и органы опеки и попечительства выполняют эти требования согласно здравому смыслу и здравой логике, но правовая система должна предусматривать защиту от недобросовестного вмешательства! Проблема в том, что такой защиты нет. Т.е., если сегодня сотрудник органов опеки и попечительства, не разобравшись или злоумышленно, совершает преступные действия по отобранию ребенка, доказать это можно в суде в лучшем случае через 3мес., 6 мес., а то и год после подачи соответствующих судебных исков. А ребенок тем временем «сидит» — употребляю такую терминологию, потому что ребенок практически «сидит» в приюте. А семья обращается в суды, доказывает, что неправильно произведено изъятие, что на самом деле ничего такого не было…

Но процедура такова, что сотрудники органов опеки могут произвести необоснованное изъятие – и никакой ответственности они за это нести не будут. Их никто не привлечет к ответственности, нет эффективной нормы права, нет административной команды, которая должна контролировать, насколько это вмешательство является обоснованным.

Вместе с тем, законодательные формулировки очень обширные. Например, насилие в семье (физическое насилие) — это умышленное нанесение одним членом семьи другому побоев, телесных повреждений, которые могут привести или привели к смерти пострадавшего, к нарушению физического или психического здоровья, а также нанесение вреда его чести и достоинству (с юридической точки зрения воздействие на честь и достоинство – не физическое насилие, но, тем не менее, в законе это присутствует). Психологическое насилие — это 2b760799489d92319bc6d8c5832dccd9насилие, связанное с действием одного члена семьи на психику другого члена семьи путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми умышленно причиняется вред психическому здоровью (эмоциональная неуверенность, неспособность защитить себя и т.д.) Экономическое насилие — это умышленное лишение одного члена семьи другим членом семьи жилья, одежды, еды и другого имущества или средств, на которое пострадавший имеет предусмотренное законом право, что может привести к его смерти или вызвать нарушение физического и психического здоровья. Как видите, формулировки довольно размытые и можно действительно написать, что была угроза здоровью, и обосновать для последующего упрежденного принятия решения.

Что происходит в правовой судебной системе? С удивлением отмечаю, что отсутствуют анализы судебной практики по поводу таких дел. И вообще, у нас юристы мало занимаются подобной проблематикой. Отсутствует специализация и многие адвокаты, юристы не имеют желания заниматься разработкой этого права и сути этой проблемы. Мы изучили судебную практику, ведение дел, связанных с отобранием детей, – и вместили наши исследования в методическое пособие «Ювенальная юстиция: Как защититься? Правовые рекомендации, образцы документов». Эта книга для юристов, адвокатов, общественных организаций, а также для родителей, которым эта информация может быть очень полезна при возникновении подобных конфликтов.

Юридическая защита должна строиться на нескольких уровнях. Лучший уровень — это если общественная организация, которая работает в городе, сумела наладить конструктивный диалог с органами опеки и попечительства и может объяснить сотрудникам этих органов, чем они обеспокоены. Т.е., если люди могут работать с органами местной власти, то такое сотрудничество и диалог в современных условиях вполне возможны. Государственные органы не идут на конфронтацию. Второй момент — если есть конкретный случай, где вмешательство в семью производится по каким-то злонамеренным мотивам и общественность имеет право по закону обратиться к начальнику данной службы. Общественная организация имеет право выяснить, что происходит с этой семьей.

В брошюре изложена юридическая технология: как составить заявление для суда, куда его нужно подавать и что нужно делать. Государство обязано такой общественной организации предоставлять информацию и работать с ней, и, если общественная организация или сами люди, которые защищают себя, могут предоставить госслужащим соответственные решения судов, обосновать свою позицию, – то у них есть все шансы для того, чтобы добиться решения в свою пользу на уровне административной системы.

Судебная система — это всегда тяжба. И если произошло отобрание детей, то на то, чтобы восстановить справедливость с помощью судебной системы, уходит очень много времени, пока решение суда вступит в законную силу.