В своих исследованиях украинские ученые акцентируют внимание, в основном, на формировании профессиональных знаний, умений, навыков учителей, при этом недостаточное внимание уделяется их духовно-нравственным значимым качествам, духовным потребностям и ценностям нравственных ориентиров. Отсутствует целостная характеристика духовно-нравственного облика учителя христианской этики.
Целью исследования является обозначение составляющих духовно-нравственного облика учителя христианской этики.

Обращаясь к проблеме духовно-нравственного облика учителя христианской этики, мы должны ясно понимать, какие цели стоят перед наставником, перед педагогикой в целом, какие из них являются основными и приоритетными, а какие второстепенными. И, в зависимости от определения этих целей и их иерархии, нам будет понятно и то, каким именно должен быть духовно-нравственный облик учителя, что в нем должно быть определяющим.
Учитель христианской этики не может преподавать предмет схоластически. Выстраивать свои уроки ему необходимо по святоотеческой методике, которая предполагает, чтобы учитель жил подлинной христианской жизнью. И, обращаясь к духовно-нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к духовной жизни. Эта причастность может быть потенциальной, реально осуществимой в будущем, но она должна быть возможной. В противном случае, учитель перестает быть носителем позитивного здорового опыта.
Несомненно, что духовно-нравственный облик учителя формируется на протяжении всей его профессиональной и личной жизни, но динамика этого продвижения и вектор его направленности должны быть неизменны. В каком направлении смотрит педагог, куда устремлен его внутренний взор? Св. Иоанн Златоуст указывает на девять ступеней духовной лестницы, поднимаясь по которой, учитель может совершенствовать свой духовно-нравственный облик (см. схему).
Необходимо внести ясность в содержание понятий формулы духовности.
Понятие духовности рассматривается в «вертикальном разрезе» и в контексте отношений «человек – Бог», где происходит совместная работа по исправлению поврежденной человеческой природы, где каждый, самый маленький шаг человека, направленный к Богу, многократно увеличивается, поддерживается и направляется. Конечной целью такой «работы» является максимально полное включение человека в вечный диалог любви, происходящий внутри в Святой Троице между тремя ее ипостасями: Отцом, Сыном и Святым Духом.
Христианская духовность – восстановление отношений между человеком и Богом через веру в Иисуса Христа, через подчинение сердца, разума и жизни Иисусу как Спасителю.
Человеческая духовность – работа Святого Духа в человеке; ответ человека на Божественный призыв, обращенный к нему. Это соработа в духе человека и Бога, где человек не пассивный объект, принимающий дары от Святого Духа, а соработник Бога по исправлению, преобразованию своей человеческой природы, поврежденной грехом.
Духовная мудрость представляет собой плоды действия Святого Духа, набор личностных черт, свидетельствующих о присутствии в душе Святого Духа. В Библии таких плодов девять: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Галл. 5: 22–23). Эти качества являются необходимыми для развития, восполнения и совершенствования человеческих добродетелей. Составляющими духовной мудрости в структуре человеческой личности, таким образом, являются и когнитивные, и эмоциональные, и мотивационно-волевые компоненты. Духовная Мудрость, рассматриваемая в «горизонтальном измерении», представляет собой совокупность личностных черт, которые человека максимально приближают к вершине «Лествицы» – христианскому идеалу Педагога.
Исходя из вышеизложенного, к подготовке учителя христианской этики должно предъявлять особые требования. Для учителя, который будет вести этот предмет, недостаточно иметь общую психолого-педагогическую подготовку. Ему нужно владеть особой методикой преподавания христианской этики. Общий уровень подготовки, согласно требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования, получает учитель любой специализации: знание психологических возрастных особенностей учащихся, знание педагогических технологий организации учебно-воспитательного процесса. К учителю этого предмета должны быть определенные требования:
1. Быть человеком набожным, честным, деятельным и трудолюбивым; не только для вида, но на самом деле быть живым образцом добродетелей, которые он должен привить другим, ибо ничто притворное не может быть продолжительным.
2. Любить детей (в христианском понимании – видеть в ребенке образ Божий).
3. Позитивно оценивать христианскую культуру как содержательный компонент мировой культуры.
4. Знать христианские традиции в истории своего народа.
5. Владеть методиками духовно-нравственного и этического воспитания детей в соответствии со спецификой содержательного компонента программы.
6. Знать Священное Писание.
7. Ознакомиться с церковнославянским языком.
8. Владеть (желательно) умениями какого-либо вида творческой деятельности (пения, рисования, музицирования, конструирования).
К учителю христианской этики предъявляются требования, адекватные самой великой профессии – Педагог. Совершенно очевидно, что не каждый учитель, преподающий «Христианскую этику», соответствует этим требованиям. Но – к требованиям в области духовно-нравственной компромиссы недопустимы. Изучение этики, по убеждению Г.С. Сковороды, невозможно без предварительного усвоения знаний о Боге и смысле жизни. В трактате «Начальная дверь к христианскому добронравию» выдающийся философ обращает внимание не на физические трудности духовного возрастания, а на величину того внутреннего противления души, которое придется преодолеть для дела: «Многие телесные необходимости ожидают тебя, и не там счастие, а для сердца твоего едино есть на потребу, и там Бог и счастие. В сердце и душе твоей… я желаю, дабы душа твоя, как Ноева голубица, не обретши нигде покоя, возвратилась к сердцу своему, к тому, кто погибает в сердце твоем».
По мысли Сковороды, не ощущая Богом дарованной сродности со своим занятием, человек воспринимает все вокруг как нечто ненужное, не годное к употреблению, как «рухлядь… лом… вздор».
Выводы по результатам исследования, перспективы дальнейшего изучения в данном направлении. Особенности духовно-нравственного облика учителя христианской этики обусловлены спе­цификой его профессиональной деятельности. Это – сложное интегрированное качество личности учителя, содержащее духовно-нравственный и профессионально значимый идеал, в соответствии с которым выстраивается иерархия ценностей, детерминирующая систему отношений как в профессиональной деятельности, так и в окружающем мире.
Предложена формула духовности, которая может стать подспорьем мировоззрению учителя христианской этики. Потребность любого учителя в постоянном самосовершенствовании актуализирует такую формулу как часть духовного возрастания.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебно- воспитательном процессе учителями и родителями учащихся при организации практической работы по духовно-моральному воспитанию.

С.А. СИРОИЖКО

9 Молиться о нем Богу

8 Благодетельствовать емуМиниатюра из книги Лествица Иоанна Лествичника

7 Даже любить его

6 Не питать к нему ненависти

5 Отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду

4 Предоставить себя самого злостраданию

3 Не только не делать обижающему того, что ты претерпеваешь от него, но и оставаться спокойным

2 Когда обида уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему

1 Не начинать обиды

Ступени духовного совершенства

Миниатюра из книги «Лествица» (церк.-слав.: лестница)
Иоанна Лествичника, посвященной духовному восхождению.