Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали признала 11 мультфильмов, в частности «Гриффины», «Симпсоны», «Южный парк», «Шрек», «Маша и Медведь», «Лунтик», «Губка Боб», «Телепузики», не соответствующими нормам морали

        МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК  СРЕДСТВО  ВОСПИТАНИЯ … ИЛИ РАССТРОЙСТВО  ДЕТСКОЙ  ПСИХИКИ ?

    Так уж получилось, что детство наших детей приходится на новую культурную     революцию,   которая уже давно перебралась и закрепилась, в том  числе и на детской мультипликации.  Да  что там «закрепилась» – она   набирает все более и более агрессивные формы,  и теперь уже порой  трудно  назвать  эти мутированные  мультики  – детскими…

Но ребенку  нелегко  самому   разобраться  в том,  «хороший»  это  мультик  или  «плохой»,   и  если  он  будет смотреть все подряд – в его пони- мании так или иначе будет размываться  граница  между  двумя  этими понятиями…

Детские психологи говорят, что мультфильм  для   ребенка   –  это   не просто   сказка,   а   объективная   реальность,  что мультфильм способен влиять   на  его  воспитание.  Так  по- чему бы не сделать  нам, родителям, так,  чтобы  в  этой  детской  реальности   добро   всегда   побеждало   зло? С другими вариантами маленький человечек  еще успеет столкнуться в жизни,  но наша задача  – заложить  в него ростки  всего самого  доброго  и позитивного.

 О нашем времени часто говорят, что мы живем в «информационном веке». Информация обрушивается на нас со всех сторон, льется с экранов телевизоров и компьютеров, из газет и радиоприемников. Человечество переживает огромные информационные нагрузки. Но еще большие нагрузки испытывают наши дети. Средства массовой информации ежедневно «выливают» на нас потоки негатива, который обрушивается на детское сознание, внушая ложные установки и ценности. Телевидение, интернет пестрят сценами насилия, жестокости, серсуа

Реальный мир постепенно заменяется виртуальным, ребенок начинает жить в мире фантазий, причем фантазий не своих, а навязанных теми, кто снимает эти сюжеты, преподносит их красиво «упакованными». Реальный мир заменяется миром, созданным актерами, режиссерами, операторами, и, в конечном счете, теми, кто финансирует съемки. Современные массмедиа обращаются не к интеллекту, здравому смыслу, не вызывают отклик положительных душевных качеств человека, а задействуют его (человека) инстинкты, и прежде всего – инстинкт самосохранения и инстинкт размножения. В итоге происходит привыкание к жестокому, агрессивному миру. Вырабатываются модели по- ведения ненормальные, неадекватные для реальной жизни. Известны случаи, когда дети и подростки повторяли в реальной жизни увиденное на экране. Например, шестеро ребятишек, играя в черепашек-ниндзя, до смерти избили еще одного ребенка. После просмотра мультфильма «Том и Джерри» уровень агрессии среди детей резко повышается. Том бегает с ножом за Джерри, Джерри бьет Тома по голове сковородкой, ставит подножки, пинает, толкает, подставляет и все время выходит сухим из воды. И вообще в мультфильмах нигде не показывается, что кому-то из героев по-настоящему больно, и, тем более, что кто-то может погибнуть от потери крови или болевого шока, или от огромного количества совершенно не смешных травм. Страшные, жестокие по своей сути сцены преподносятся как безобидные и смешные. Агрессия на улице, в семье, в обществе напрямую связана с агрессией, выливаемой на нас с экрана телевизора, из интернета и прочих средств массовой информации. Исследования показали, что уровень преступности в любой стране возрастает через 10–15 лет после того, как телевидение в этой стране начинает транслировать передачи, фильмы и другую кинопродукцию с элементами насилия и жестокости. Эксперты в области информационного пространства приводят факты многократного роста подростковой преступности, который происходил параллельно с увеличением объемов жестокости, насилия и агрессии на экранах телевизоров. Механизм воздействия на психику ребенка продуман и достаточно прост. Отрицательных персонажей нужно сделать героями, с которых хочется брать пример, подражать. Ребенку обязательно нужен пример – только так он получает представление о том, как нужно себя вести, как нужно по- ступать в том или ином случае. С самого рождения ребенок впитывает в себя то, что егоритет родителей помогает ребенку обрести правильные нравственные ориентиры. Так было до недавнего времени. Сегодня дело обстоит гораздо хуже. Во-первых: авторитет родителей планомерно разрушается всякими навязываемыми западом воспитательными программами (опять же, мультфильмами, фильмами, где родителей показывают глупыми, неприятными, злыми, не любящими детей, занимающихся исключительно своей жизнью). А, соответственно, ребенку дают новые авторитеты, которым ребенок будет подражать. Во-вторых: время, которое у родите- лей остается на теплое общение со своими детьми, постоянно уменьшается (все увеличивающийся темп жизни, гонка за выживание не способствуют регулярным душевным беседам со своими детьми). Вот и получается, что нереальные персонажи из мультиков становятся реальными героями и примерами для подражания в глазах детей. А учитывая, какую мощную рекламную поддержку получают эти антигерои, то не удивительно, что через некоторое время после начала просмотра таких программ мы получаем не детей, а детей-человеков- пауков, детей-черепашек-ниндзя, детей-покемонов, детей-шреков, детей-телепузиков и других. Таким образом, в сознании подрастающего поколения все перемешивается, акценты смещаются, а близкие ранее всем слова «добро» и «зло» уже не кажутся такими понятными. Давайте вспомним замечательную фразу: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: – Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Этот вопрос дети обычно начинают задавать в довольно раннем возрасте. И если ориентиры выставляются правильно, а потом за- крепляются в последующие годы – с большой долей уверенности можно сказать, что такой ребенок, став взрослым, не сломается, не перепутает добро со злом. Все свои жизненные поступки и решения такой человек будет соразмерять со своими нравственными установками. Любая информация, попадающая в человеческий мозг, не может оставаться нейтраль- ной: она обязательно имеет окрас, или знак «+», или «-». Сейчас сознательно размывается грань между этими двумя полюсами, между добром и злом. Если любого отрицательного кино- или, что еще страшнее, мультперсонажа сделать по-доброму смешным, милым, то это вызовет к нему симпатию и доверие. Далее возникает вопрос: а как относиться к, мягко говоря, неблаговидным или откровенно злым поступкам и действиям этого «героя»? Первое, что происходит в сознании чело- века (а в данном случае – ребенка) после про- смотра подобных фильмов – это оправдание его плохих поступков. Например: «у него не было другого выхода», «его сильно обидели, поэтому он так сделал», «он хоть и поступил плохо, но покормил собачку (ребенкаптичку и т.д.), а значит он не такой уж плохой», «у него было трудное детство, его не любили» и тому подобное. Следующий этап – это сомнения, действительно ли этот герой плохой? И юный зритель приходит (или его подводят) к выводу, что герой все-таки хороший, опять же, «покормил собачку…» А значит, плохие поступки, если их можно чем-то оправдать, становятся в глазах детей вполне приемлемыми и даже хорошими. Следующий этап – восхищение этим «героем»: как он наказывает своих врагов, какой он сильный, отважный и далее по списку…И, наконец, происходит отождествление себя с этим «героем», принятие на себя его жизненных, моральных, поведенческих принципов. Вот и поселяется в душах детей, подростков зло, которое вроде и не зло. Все грани размыты: иногда плохой поступок можно и даже нужно совершить и оправдать его чем-то… Модели поведения ребенка, взрослого, модель семьи, которые предлагает нам телевидение, – это карикатура на человека, семью, дружбу. Уродливое изображение всех персонажей – зачем это делается? Когда видишь подобные «шедевры», возникает закономерный вопрос: «У них что, в Америке, Европе, – нет хороших художников, которые элементарно умеют рисовать? Или у создателей нет вкуса? Или самим создателям нравится все уродливое и они окружают себя уродливыми вещами: домами, мебелью, машинами, жену (мужа) выбирают специально уродливых?» Отнюдь. Дома, мебель, машины, одежда, украшения – у самих все по высшему разряду! Почему же нам сливаются эти нечистоты? Ответ напрашивается сам: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно» – в нашем случае: если психику наших детей разрушают, значит это кому-нибудь нужно. Культура либо разрушает психику человека, либо созидает ее. Третьего не дано. Разве можно себе представить, чтобы наши бабушки или прабабушки доверили бы самое дорогое – воспитание своих детей – каким-то незнакомцам? Нет, конечно. Им такое и в голову не пришло бы. Так почему же мы, современные, умные, образованные родители, так бездумно доверяем воспитание своих детей «телеящику»? Мы позволяем своим детям смотреть мультфильмы и передачи, которые сами не посмотрели и ничего не знаем ни об их авторах, ни о намерениях этих авторов. Если мы, родители, не можем прекратить этот вредоносный поток информации, то мы можем и обязаны контролировать то, что сеется в душах наших детей.

Александра Радченко