Мой сын пришел из школы и начал очень нелестно отзываться об учительнице, причем в резкой форме. Я сказала, что он не имеет права так отзываться о старших, сын обиделся и замкнулся. Честно говоря, эта учительница — не очень хороший профессионал, да и как человек мне не очень неприятна. Но когда ребенок называет пожилую женщину плохими словами — это ни в какие рамки не лезет. Не очень знаю, как правильно себя вести в такой ситуации? Светлана

 

— Ситуации, когда ребенок ругает учителя, самые разные. Сколько лет ребенку? В какой школе учится? Как у него складываются отношения с мамой? Как он относится к предмету? Когда знаешь все это, легче понять, что произошло и как реагировать. Конечно, маме стоит разузнать, что произошло, каковы факты. В идеале, при доверительных отношениях, родители не сомневаются в том, что у ребенка есть причины для недовольства : я допускаю, что у тебя есть повод быть недовольным, но не торопись делать выводы, давай разберемся.

Лучше всего родителям самим прийти в школу и разобраться, в чем дело. «Плохая учительница» может значить что угодно: и что ребенка несправедливо обидели, и что она ему по-человечески не нравится, и, на- конец, что он так оценивает ее с нравствен- ной точки зрения — и вот в этом случае непременно надо разбираться Если ребенок в самом деле не считает педагога хорошим или умным — это, как ни странно, даже менее тревожно, чем все остальное: да, в школе встречаются непрофессиональные люди.

Если вы сами считаете учителя не только непрофессиональным,но и неприятным человеком, то вряд ли сможете скрыть это от ребенка — он все поймет на невербальном уровне, а вас заподозрит в лицемерии. Поэтому до разговора с ребенком попробуйте разобраться сами. Недостаток профессионализма может быть кажущимся. Возможно, и вы, и ваш ребенок недостаточно компетентны, чтобы делать такие выводы. Во всяком случае, не сомневаются в своих суждениях только незрелые умы. Можно поговорить об этом с ребенком.

Тем не менее вы убеждены, что учитель плох. Но почему? Возможно, это временно: он молод и неопытен. Или стар и болен, а работу не бросает из-за заработка, от одиночества и т. д. Это тоже можно обсудить: опыт сочувствия нашим детям очень полезен. Если ребенок не прав — надо разговаривать о том, где он ошибся и почему. Если не прав учитель — разбираться с тем, что конкретно он сделал: учителя, как и любые люди, могут ошибаться или в самом деле могут сделать что-то неприемлемое. И тут надо действовать — с необходимой степенью резкости и в рамках правовой сферы.

А вот если ребенок маленький, надо задуматься, все ли с ним в порядке. У маленьких детей обычно действует некая презумпция мудрости взрослого: для него учитель по умолчанию умный и хороший. И до ребенка надо донести, что о любом человеке, не только взрослом, лучше отзываться взвешенно. В нашей традиции взрослые вправе рассчитывать на уважение детей. В нашем детстве еще считалось, что мы должны слушаться взрослых просто потому, что они взрослые; с учителем не надо спорить, его надо слушаться. Сейчас, к сожалению, времена меняются. Чаще всего взрослый уже не может рассчитывать на уважение только потому, что он старше. При том что ребенок должен уметь объективно оценивать людей – не надо поощрять критицизм старших, ведь уважение к старшим – это одна из важных сторон воспитания. Тем более достоин уважения учитель, и эту иерархию надо поддерживать в детях.

В школе у ученика и учителя есть определенные функции: один приходит учиться, другой учить, между ними существует договор и ясные формальные отношения. Когда ребенок ставит под вопрос прямую функцию учителя — учить, мешает ему выполнять его работу, с ним обязательно надо разговаривать о том, что учеба — это совместный труд учителя и ученика, и результат возможен только при согласованности усилий, готовности к сотрудничеству.

К сожалению, дети воспроизводят то, что им транслируют взрослые. Мы стаем свидетелями процесса «десакрализации» Учителя. В нашей стране учителя никогда не получали больших зарплат, но их труд долгое время воспринимался и ими самими, и обществом как миссия. Сейчас учителям предлагают роль наемных работников, предоставляющих образовательные услуги. А учителя, что бы там ни говорили, не только учат, но и воспитывают наших детей. Ребенок зачастую проводит с ними больше времени, чем с родителями.

Когда родители начинают относиться к учителю как к обслуге, вслед за ними это бескультурие перенимают дети. Это влечет за собой то, что ребенок, не уважающий учителя, не может у него ничему научиться, так как тот для него уже не авторитет. В свою очередь учитель чувствует себя униженным. Во-первых, учитель в таких условиях будет постоянно испытывать соблазн использовать власть над ребенком для моральной компенсации, для самоутверждения. Поэтому родители, отказывая в должном уважении учителю, делают очень плохую услугу собственному ребенку. Во-вторых, любое обучение невозможно без элементов принуждения. Если учитель не требователен к ученикам, то пользы от такой учебы ни- какой. Естественным правом на такое принуждение в глазах ученика может обладать только авторитетный для него человек. На- конец, обесценивается само знание, ради которого дети идут в школу. Ведь носитель этого знания должен быть достоин уважения в глазах ребенка.

Родители и учителя— естественные союзники. Только если они будут с должным уважением относиться друг к другу и к ребенку, можно рассчитывать на успех.

Римма ГАЛЕЕВА, психолог школы «Интеллектуал»