Остановитесь на минутку и попробуйте воспроизвести свои самые ранние детские воспоминания. Для многих из нас именно такими приятными островками детского счастья становятся колыбельные, которые перед сном пели мама или бабушка. За окном уже темно, за стенкой стучат часы-ходики, остальные домочадцы что-то тихо обсуждают на кухне, а рядом с детской кроваткой сидит она, самая дорогая женщина, и тихо напевает простенькие песенки про сверчка за печкой, приближающейся ночи, завтрашнем дне и взрослой жизни. Тихое, монотонное, умиротворяющее пение, которое запоминается на всю жизнь.
Почему эти простые слова и мелодии так важны для маленького ребёнка? В чём секрет этих простых песен? Об этих и других вопросах мы беседуем с Натальей Фаустовой.

О том, что я хочу петь колыбельные песни, я задумалась, еще ожидая ребенка. Интуитивно, подсознательно. Я певица по первому образованию, но давно не практиковала пение. Так сложилась судьба, что я занималась другим делом – дизайном, – но, видимо, потребность в пении такого рода yC0z4_RwU_Eстала прорываться. Уже ожидая ребенка, я начала подбирать репертуар, слушать, запоминать мелодии и слова. Хотя до этого тема колыбельных меня почти не интересовала.
Знала несколько взрослых колыбельных, которые я в основном использовала как красивый жанр признания в нежных чувствах. И как ни странно, память стала выдавать интересные фрагменты из прошлого, я стала вспоминать интонации и песни, которые пела мне мама.
Когда родилась моя дочь, в первый же день, когда мне ее принесли в роддоме, она спала…
И вот она спит, а я в первые секунды не понимаю, что мне с ней делать. Желание было – не будить, а спеть ей самую добрую песню о нашей любви. Я так и поступила, а на следующий день по отделению разнесся слух, – кто это у нас так красиво убаюкивал всех детей? Вот так все и началось. С этого дня мой первый опыт с колыбельными превратился в каждодневную традицию. Я уже просто не представляла себе, как ребенка укладывать спать без доброй песни. Потом это стало даже и врачебным средством.
Когда ночью, например, – да и не обязательно ночью, – были периоды, связанные и с изменениями погоды, и с какими-то другими волнениями, и я как неопытная мама еще не могла разобраться, что происходит, что у ребенка болит, что его тревожит, – я просто брала его, прикладывала к груди, пела колыбельную, часто сочетала это с молитвами. И я знала… Вернее, не знала, а верила в то, что это должно помочь. И помогало. Конечно, мама есть мама, что говорить. Но все-таки, когда я добавляла еще песню от сердца и со смыслом, результат оказывался поистине удивительным.
– Как влияет такое пение колыбельных на отношения мамы с новорожденными?
– По-моему, в обе стороны – прекрасно. Во-первых, это и для мамы «бальзам на душу»: в этот момент у неё самой полностью снимаются всевозможные стрессы – и послеродовые, и стрессы беременности. Учеными доказано, что в момент исполнения колыбельной у кормящих мам повышается лактация и устанавливается сильная эмоциональная связь с ребенком, которую уже практически невозможно ничем разрушить. Известны даже такие случаи – мамам, которые хотели оставить детей в роддоме, все-таки давали возможность приложить ребенка к груди, и в соединении с музыкой, с колыбельной – у них уже больше не оставалось таких мыслей, чтобы отказаться от ребенка. Так пробуждалось их чувство материнства.
Вообще, если описать сам процесс исполнения колыбельной, то получается, что сначала должна настроиться мама. Несмотря ни на какие ритмы, цейтноты, работающая она или неработающая, – не важно. Если она неработающая, у нее было не меньше дел, забот и круговерти за день. Но ей необходимо вырваться из этой спешки, переключиться, установить свой спокойный ритм – и дыхания, и мыслей. Отбросить все заботы и волнения, оставить их за кадром. И когда она начинает петь, то прежде всего гармонизируется сама. И будучи уже в этом состоянии, она может передать ребенку защиту и покой. Потому что колыбельная – это такая волшебная песня, которую невозможно ни прокричать, ни пропищать. Ее можно либо очень спокойно пропеть, либо прошептать, – кто не очень уверен в своих вокальных данных или стесняется.
Родителям, которые переживают, что им «медведь на ухо наступил», и поэтому они своим детям колыбельные петь ни за что не будут, могу сказать, что не обязательно вокализировать хорошо поставленным голосом, ребёнок – не приёмная комиссия в консерваторию. Колыбельные можно не только петь, их можно шептать протяжно, плавно, на выдохе. Самое главное здесь – не вокальные данные, а сама близость и передача этого ритма, чувств и слов ребенку. Вот что туда, в эту песню, вкладываешь, – как и в молитву, – настолько ты и получаешь ответ, результат.
Использовать профессиональные записи рекомендую тоже, потому что это обогащение своего репертуара, это ориентиры и на музыку, и на слова. Но не заменять ими свое пение ни в коем случае.
– А что делать, если слова колыбельных вылетают из головы? Можно ли их как-то придумывать на ходу?
– Конечно. Вообще, в народной традиции как раньше колыбельные сочинялись? Не поэты же, конечно, их сочиняли и не композиторы писали музыку. Сочиняли в семьях мамы, либо старшая сестра, которая укачивала малышей, либо бабушка. Поет себе и повторяет, перечисляет все, что окружает ребенка, быт, уклад, окружающий мир.
В каждой семье в традициях все было очень понятно и просто. У каждого была своя роль в жизни. И подмена этих ролей и приводит в современном мире, как правило, ко всяким дисбалансам и душевным расстройствам.
А когда каждый знает свою роль с младенческих лет, то не возникает вопроса: а почему я? А почему так: я хочу гулять, а меня уже заставляют дрова рубить или сено косить, или тесто замешивать? А почему? – да потому что так все делали испокон веков, так делает твоя старшая сестра, так делает твоя мама, так делает твоя бабушка, так делали прабабушки. И не возникало вопросов, не возникало конфликтов, которые сейчас без конца: а кто мусор будет выносить, а почему я – посуду мыть?
А мальчики? Как их мужественно воспитывать? Их же сейчас, на мой взгляд, воспитывают как девочек. Мамочки вкладывают в них всю свою нежность, а папочки не часто одаривают их своим мужественным примером… Я знаю, к счастью, образцовых пап, которые находят время позаниматься с сыновьями мужскими занятиями и по дому, и спортом каким-нибудь. И это люди очень занятые, это бизнесмены. Но, тем не менее, они прекрасно понимают, что это их жизнь, и если они этому не уделят сегодня времени, то что же им вернется завтра, что они смогут передать своим детям, кроме материального обеспечения?
Вот в этом направлении и помогали раньше колыбельные. Слова также могли содержать напутствие в жизни ребенка, материнское благословение.
– Расскажите про свою дочку. Как Вы думаете, повлияли на нее колыбельные?
– Я пела ей где-то до двух с половиной-трех лет, непрерывно. Когда она уже осознанно смогла нормально говорить, она мне сказала однажды: «Мама, не пой больше». То есть, предел она мне установила сама. Я послушалась, потому что знаю на эту тему хороший анекдот. Эстонская мама качает долго в люльке младенца, час поет ему песню, два поет, три, потом ребенок открывает рот и говорит: «Мама, Вы очень красиво поете, но так спать хочется…» И я подумала: только бы не переборщить.
Конечно, прекратились колыбельные, но они заменились книжками на ночь, в любом случае традиция нашего отхода ко сну продолжалась в той же интимной обстановке, при том что я всегда была работающей мамой. И, тем не менее, это вечернее время перед сном было нашим святым. Колыбельные заменились чтением, а потом вдруг она опять прильнула, когда уже чуть постарше была: «Мам, так я скучаю по твоим колыбельным, спой мне…» В общем, это потом перешло не в основную функцию, а в воспоминания, в желание вернуться в то младенчество, искупаться в тех эмоциях, в тех образах. И даже до сих пор, когда она чем-то расстроена или просто испытывает прилив нежности, мы выбираем любимую ее колыбельную, и я пою ей, как утешительное средство, как подтверждение любви, которой много не бывает.
Сейчас я поняла, что надо, чтобы ребенок с детства приучался не к соревнованию, не к стремлению добиться сразу каких-то высот, – а пока просто получал удовольствие, искал и выбирал то, что будет больше по душе. Потому что самое главное – любить то, что ты делаешь.
Я стараюсь воспитывать дочь в добре, любви, направляя ее в будущем, прежде всего, в центр семьи, в основе которой будет любовь между мужем и женой и счастливое материнство. Чтобы она нашла свое призвание и реализовалась на своем месте в полной мере. Все остальное приложится… Таково мое материнское желание, которое я транслировала и через колыбельные. Что получится – увидим. Это наш совместный труд и опыт, который мы проходим. Ей еще только десять лет, – хотя ей УЖЕ десять лет. А колыбельные нам уже очень помогли – у нас сильная связь и очень доверительные отношения, через которые всегда можно достучаться до юного пылкого сердца.
Беседовала
Лидия СИДЕЛЁВА
Рис. С. Ивановой