Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея «содружества семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор отстаивал идею возвращения педагогической ответственности в семью.

Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться и действовать вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Он писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи.

Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности.)

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, стремление соблюдать правила жизни в обществе. Это должно осуществляться, исходя из того, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.